[Цитировать]

Информация о фильме
Оригинальное название: Живое слово
Год выпуска: 2015
Жанр: Интеллектуальное реалити-шоу
Режиссер: Наталья Попова
Ведущий: Владимир Аннушкин
О фильме:
Телепроект о русском языке, о русской речи, о великом, могучем, и в то же время простом, свободном, поющем русском слове. Идея программы состоит в том, чтобы изменить привычный нам со школы взгляд на изучение русского языка. Мы посмотрим на язык шире, сможем научиться лучше говорить на нем, чувствовать его и видеть его развитие. Участники проекта, а с ними и вся страна, узнают секреты орфографии и пунктуации, научатся выполнять речевую гимнастику, пластические тренинги. Ученикам предстоит разбор цитат из классики, они будут писать диктанты и даже каллиграфические упражнения с гусиными перьями и чернилами, им придется разбираться с приставками и суффиксами, синонимами и антонимами.

Содержание

Ведущий - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка имени А.С. Пушкина - Владимир Аннушкин. Он напоминает героя Джефри Раша в фильме "Король говорит", который избавил от заикания и научил риторике короля Великобритании Георга Шестого. Владимир Аннушкин секретами живого слова владеет также виртуозно.
"Когда человек учится, он воспитывает чувство долга, долг соединяется с интересом, и долг и интерес должны здесь расцвести, - считает Владимир Аннушкин. - Буду учить весело и зажигательно, как говорил Иван Ильин".
В первом блоке программы уроки строились на соединении русского языка с русской литературой. Каждая встреча с русским языком начиналась с литературного фрагмента. И этот фрагмент становился примером исследования языка с самых разных сторон.
Участники первых 12 уроков: редактор Лидия Неклюдова; учитель физики Алексей Шевченко; телеведущая Татьяна Бодябина; врач-кардиолог Артем Долецкий; предприниматель Алексей Метелкин; музыкант Иван Пташец; будущий дипломат, венгр Андраш Бояка; китаянка Гао Лили и африканка Оливия Джеллассили.
Во втором блоке уроков, показ которого начинается 2 ноября 2015 года, изменится структура программы. В начале каждого урока ученики будут разбирать актуальные правила грамматики и орфографии, а в конце - писать мини-диктант в сотрудничестве с проектом "Тотальный диктант".
Изучать русский язык, как и прежде, будут 9 участников, среди которых 2 человека изучают русский язык как иностранный, а 7 - хотят улучшить свой собственный уровень родного языка. Наши ученики: преподаватель Джанлуиджи Майорино (Италия), аспирантка Института русского языка Нидхи Балачандран (Индия), мастер спорта по гребле на каноэ Михаил Орехов, спортсмен Данила Бокун, директор детского лагеря МВД Алевтина Новикова, инженер-строитель Ольга Сомова, журналист Павел Ефанов, актриса Дарья Шаталова, филолог, преподаватель и журналист Евгений Славутский.
Урок 01 - посвящен знаменитой цитате из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Участники программы попробуют произнести эту фразу, понять и написать.
Урок 02 - посвящен строке из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Разбор текста и правила написания будут перемежаться с живым обсуждением слов и занимательных фактов из биографии поэта.
Урок 03. Фрагмент стихотворения «Стансы» (1935) Осипа Мандельштама. Речь пойдет о биографии поэта и его творчестве, будет сделан разбор слов, звуков и букв, благодаря которым рождается удивительная певучая манера поэта.
Урок 04. "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова. Самое начало романа: "Весело жить в такой земле…" Опыт работы с прозаическим текстом, работа над пунктуацией, смысловыми паузами в контексте написанного.
Урок 05. Рассказ о Льве Николаевиче Гумилёве, но не в обычном контексте, а разбор фрагментов стихотворения современного поэта Виктора Коллегорского - "Гумилёв", где дана удивительно точная характеристика поэта Серебреного века. Это стихотворение станет поводом для разговора о биографии поэта, а слова, которыми оно написано, послужит материалом для исследования.
Урок 06. Знаменитое стихотворение Алексея Толстого 40-х годов XIX века - "Колокольчики, мои, цветики степные…". Попробуем понять значение и употребление корня "цвет", потренируемся говорить скороговорками, а на уроке каллиграфии освоим сложное написание букв "о" , "л" в одном слове.
Урок 07 . Разбор стихотворения Борис Пастернака 1956 года "Быть знаменитым некрасиво…". В первой части программы поговорим об этимологии, во второй - о деепричастных оборотах, а в финале научимся красиво писать и произносить этот текст вслух.
Урок 08. Разговор о русском живом слове невозможен без Михаила Васильевича Ломоносова. Поговорим о стихотворении из цикла "Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф" 1761 года и попробуем объяснить нашим иностранным гостям значение устаревших русских слов.
Урок 09. В конце третьей недели изучения русского языка в проекте "Живое слово" - разбор стихотворения-посвящения Георгия Иванова "Александр Сергеич, я о вас скучаю…". Этот лирический текст из цикла "Посмертный дневник" дает возможность поговорить о разговорном варианте окончаний в русском языке и позволяет иностранным студентам разобрать фразеологизм "развесить уши".
Урок 10 Рассказ о Владимире Владимировиче Набокове. Вопреки ожиданиям, разбирать будем не прозу, а поэзию - стихотворение 1918 года "О ночь, я твой! Все злое позабыто…"
Урок 11 "О, я хочу безумно жить…" - это строка из стихотворения Александра Блока 1914 года станет темой очередной программы "Живое слово". Кроме этого, как всегда, урок орфографии и пунктуации, скороговорки и освоение навыков риторики.
Урок 12 О необычном тексте стихотворения для детей "Радость" Корнея Чуковского. Этот текст даст не только оптимистичный настрой всем участникам, но и материал для работы над происхождением слов, их написанием и произношением.
Урок 13. 2 ноября 2015
Разбираем сложные случаи с ударением в словах - "свёкла-свекла", "прИгорошни-пригОршни". Обсуждаем античный текст о природе красноречия. Обсуждаем слова иностранного происхождения "буржуазия" и "демократия", узнаем у наших иностранных студентов, как в их языках ставят ударения. Учимся выразительному чтению на примере текста Л.Н. Толстого и пишем диктант по тексту А.П. Чехова, отрабатывая правописание "не" с прилагательными.
Урок 14. 3 ноября 2015
Продолжаем заниматься орфоэпией - вспоминаем пословицы, связанные с языком, импровизируем, сочиняем и дополняем известные пословицы. Говорим о вульгаризмах разговорной речи, анализируем, как изменилась нарративная речь - слушаем примеры телевизионных выступлений 1982 года и 2015-го, анализируем темп речи. Поговорим о правилах постановки мягкого знака в окончаниях "ться-тся", учимся выразительному чтению на примере текста С.Я. Маршака и пишем диктант по его же тексту, отрабатывая правило "запятая при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях".
Урок 15. 5 ноября 2015
Продолжаем разговор об орфоэпии и разбираем русское словесное обращение - уменьшительные суффиксы в именах собственных и именах-отчествах. Поговорим о территориальных различиях в произношении - "что-што", "булочная-булошная", "коричневый-коришневый". Попробуем различить особенности произношения и устаревшие конструкции. Проведем лингвистический анализ текста Гоголя, разберемся с ударениями в словах с "е" и "ё" - "гренадер или гренадёр", "белесый или белёсый". Учимся выразительно читать и жестикулировать вместе с Маршаком и пишем диктант по Герцену, отрабатывая правило "знаки препинания в предложениях с однородными членами".
Урок 16. 9 ноября 2015
Говорим об орфоэпии и продолжаем формулировать смыслы - домашнее задание - объясняем, что такое "вдохновение". На практике выясняем, что такое "перескакивающее ударение" и касаемся самого болезненного вопроса об ударении в глаголе "звонить". Разбираем текст Константина Паустовского, вспоминает устаревший знак "ъ" и начинаем этот разговор о правилах употребления твердого знака и его функциях. Играем в лингвистическую игру, чтобы понять, что общего в словах "капуста" и "капюшон" и пытаемся произнести сложные скороговорки в разделе "Выразительное чтение". Пишем диктант по тексту Владимира Набокова, отрабатывая правило "правописание не с глаголами".
Урок 17. 10 ноября 2015
Упражнения на тему цикла: орфоэпия. Проверяем домашнее задание и размышляем, как может меняться смысл слова при замене гласной. Даем характеристики голоса, сравниваем современные с существовавшими в XVIII веке. Разбираем архаичные окончания в прилагательных - "одинокой-одинокий", "зоркий-зоркой". Проведем лингвистический анализ текста Михаила Сперанского, разберемся с употреблением и произнесением "е" и "э" в существительных, освоим выразительное чтение и напишем диктант по тексту Аксакова, отрабатывая правило "написание ть-ться" в глаголах.
Урок 18. 11 ноября 2015
Орфоэпия в действии, называем самые приятные качества в мужчинах и женщинах, а заодно увеличиваем свой словарный запас. Грамматика: приставки "пре" и "при", какое значение они имеют, и как от приставок зависит смысл. Ударения: профессиональный жаргон и ударения - "штормЫ"-"штормА", "тросЫ"- "ТросА". Лингвистический анализ текста Михаила Сперанского об ораторском мастерстве. Рисуем грамматическое дерево, ищем однокоренные слова с корнем "лет" и "нов". Выразительно читаем по ролям водевиль А.П. Чехова "Медведь" и пишем диктант по тексту Л.Н. Толстого, отрабатывая правило "знаки препинания в сложносочиненных предложениях".
Урок 19. 12 ноября 2015
В начале занятия, как всегда, проверяем домашнее задание - объясняем значение слова "молчание" и пытаемся разобраться, что такое молчание в разных культурах. Качественные и относительные прилагательные и сложности в словоупотреблении. От прилагательных к сложным приставкам "без", "воз", "из", "чрез" и "через" - чередование согласных перед глухими и звонкими звуками. Лингвистический анализ древнерусского текста и игра во фразеологизмы - разберемся в значениях - "персона грата", "камень преткновения", "О времена! О нравы!". Выразительное чтение - читаем и сочиняем лимерики и пишем диктант по Чехову, отрабатывая написание частицы "бы".
Урок 20. 16 ноября 2015
Слушаем коллективный лимерик от студентов, посвященный нашей передаче, учимся сравнивать разные понятия и смыслы. Говорим о местоимениях - "я", "ты", "вы" - как использовать, когда и в каком контексте. Проведем лингвистический анализ текста Дмитрия Лихачева, разберемся, что такое омографы, поговорим, как правильно писать частицу "не" с наречиями, потренируемся выразительно читать Пушкина, и сравним темп, мелодику и ритм речи актеров Малого Театра середины прошлого века, и речь актеров в современной постановке. Пишем диктант по фрагменту из романа Л.Н. Толстого "Воскресение" и проверяем, как пишутся частицы "не" и "ни" с разными частями речи.
Урок 21. 17 ноября 2015
Продолжаем заниматься орфоэпией. В этот раз на примере числительных. После проверки домашнего задания - наши ученики сочинили тост о любви - поговорим о склонении сложных числительных. Проведем лингвистический анализ текста М.В. Ломоносова о любви, разберем сложные случаи перехода звука "а" в "о" в иностранных словах, потренируемся в выразительном чтении в скороговорках и напишем диктант по Жюлю Верну, отрабатывая правило правописания числительных.
Урок 22. 18 ноября 2015
Проверяем домашнее задание - наши ученики формулируют, что такое культура речи, а ведущий дает шесть тезисов, определяющих это понятие. Говоря о грамматике, поговорим о глаголе - объясним, что это за часть речи и поработаем с префиксами - "пре", "над", "у", "на" и объясним разницу между глаголами "идти" - "ходить", "лететь-летать", "бегать-бежать". Проведем лингвистический анализ текста из книги "Правила хорошего тона" 1888 года, разберемся, что такое паронимы и напишем диктант по тексту А. С. Пушкина, отрабатывая правило написания запятой при причастном обороте.
Урок 23. 19 ноября 2015
Продолжая говорить об орфоэпии, наши ученики тренируются формулировать свои мысли - тема их выступления - самое любимое место на земле. В грамматическом блоке в фокусе имя существительное. Говорим про род имен существительных в спорных случаях - "банкнот -банкнота", "зал-зала", "санатория-санаторий". Поговорим об особенностях обозначения лиц по профессиям в зависимости от пола - как правильно называть жену посла, жену генерала, библиотекаря и секретаря, если они женщины. Проведем лингвистический анализ текстов о вкусе, поиграем в слова-заимствования из древних языков и напишем диктант по тексту Л.Н. Толстого, отрабатывая правила использования двоеточия.
Урок 24. 23 ноября 2015
Начинаем урок с выступления наших учеников - в этот раз их эссе посвящено Интернету. После бурной полемики займемся деепричастиями, разберемся, от каких глаголов образованы сложные случаи и в каких из них деепричастия образовать нельзя - "бдить-бдя". Проведем лингвистический анализ текста Н.М. Карамзина, поймем, как правильно употреблять похожие стилистически слова - "поступок-проступок", почему нельзя "поднимать тост" и "ставить роспись". Выразительное чтение стихов М.Ю. Лермонтова и диктант по тексту А. Соболева, отрабатывая правило постановки запятой в бессоюзном предложении.
Урок 25. 23 ноября 2015
Опираясь на усвоенные знания по орфоэпии, наши ученики подготовят небольшую речь о людях, чей язык их восхищает, это было домашним заданием. Грамматический блок посвятим предлогам - "без"-"бес", "из"-"ис", "до", "от". Поговорим о наречиях "набекрень", "навыворот", "наспех", "на смех", "наотрез" и попробуем переделать их в существительные. Проведем лингвистический анализ текста Гоголя о русском слове. В стилистическом блоке разберемся со словами, похожими по звучанию, но разными по смыслу: "развеваться-развиваться", "скрепить-"скрепеть", "чистота-частота". На выразительном чтении почитаем стихи и отработаем правило правописания сложных слов в диктанте по тексту Ф. Тютчева.
Урок 26. 24 ноября 2015
Начинаем с викторины - каждый из участников процитирует свой известный литературный фрагмент, а остальные участники попытаются угадать автора. Грамматика: поговорим об однокоренных синонимах и антонимах - "веселый"-"невеселый", которые могут писаться слитно и раздельно. Обсудим значение фразеологизмов "рукой подать", "ломать голову", "трещит по швам". Лингвистический анализ текста посвятим знаменитым высказываниям А.С. Пушкина о русском языке. В разделе "Стилистика" попробуем подобрать небанальные эпитеты к словам "золотой" и подобрать максимальное количество слов с корнем "благо". Выразительно читаем окончание монолога Сальери и пишем диктант по И.А. Бунину, отрабатывая правило постановки тире в бессоюзном предложении
Урок 27. 25 ноября 2015
Последнее занятие с участниками нашего цикла: финальное эссе посвящено тому, чему они смогли научиться в студии "Живого слова". Потом перейдем к грамматике, разберем, что такое междометие, будем учиться произносить восклицательные предложения, рассмотрим нормативное ударение в словах, например, "августОвский-"авгУстовский". Проведем лингвистический анализ текста, на занятии стилистикой будем задавать риторические вопросы. Ведущий расскажет, как лучше строить свою речь, и покажет для этого конструкцию построения речи "лесенка". В заключении наши ученики выразительно прочитают свою самую любимую поэтическую строчку и напишут диктант по тексту Тургенева, отрабатывая конструкцию "обращение".
Урок 28. 26 ноября 2015
В программе примут участие лучшие ученики, которые параллельно с участниками "Живого слова" писали диктанты на сайте проекта "Тотальный диктант". Эта сильная команда будет заниматься по той же схеме, что и наши ученики - учиться культуре речи, риторике и выразительному чтению. А в конце они напишут итоговый диктант, который выявит самого грамотного из самых грамотных зрителей нашей программы.
Страна: Россия
Продолжительность: 28 х ~ 00:40:00
Перевод: не требуется
Файл
Кодек: XviD
Качество: SATRip
Видео: ~ 1540 Кбит/с, 720x544
Звук: AC3, 2ch, 192 Кбит/с

Скриншоты:


Релиз от: Играю на аккордеоне за "Спасибо"


Показать сообщения:    

Текущее время: 21-Сен 08:55

Часовой пояс: UTC + 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы

!ВНИМАНИЕ!
Сайт не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете, чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами, и мы незамедлительно удалим ее. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несет ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!